Взрослые возвращают в общество то, что им дали в детстве

Местная общественная гражданская организация «Порядок и справедливость» была зарегистрирована в 2008 году. Но активную деятельность начала вести с приходом нового руководителя — Елены Матвеевой.

В нашем городе лишь две организации, в целях и задачах которых стоит развитие гражданской позиции населения и молодёжи. Тем ценнее та деятельность, которую они ведут.

Основная деятельность организации «Порядок и справедливость» — работа с подростками, воспитание в них гражданственности.

— Елена, расскажите, чем сейчас занимается организация?

— Мы проводим для подростков профилактические беседы. Дети – это наше будущее. И от того, что мы дадим детям, зависит, что они потом дадут нашему обществу. Очень много вещей, которые отвлекают родителей, школу от самих детей, от личности ребенка. И дети предоставлены сами себе. И здесь хочется помочь и родителям, и детям, и учителям.

— Почему вы считаете, что можете это дать? У вас есть какой-то опыт, технологии?

— Да, у нас есть инструмент – готовая методика, программа для подростков, которая работает уже 16 лет на территории Новосибирской области.

— Приличный срок. За это время уже можно сделать вывод об эффективности.

— Да. Они начинали работать с правонарушителями, которые уже находились в колонии. Помогали им вернуться в социум, адаптироваться после отбывания срока. Помимо самих ребят эта программа включала и работу с окружением подростка. Недостаточно изменить его поведение – нужно чтобы ближайшее окружение, семья, это изменение смогла принять и была готова к нему, могла грамотно поддержать.

А потом команда проекта пришла к выводу, что необходимо заниматься профилактикой. Всё-таки работа с заключенными – это более драматичный сценарий. Важнее не допустить того, чтобы ребята попадали в колонию. Нам это направление ближе и понятнее, и мы сейчас развиваем именно его.

— Сколько подростков в нашем городе уже прошли через вашу программу?

— Около 800 человек, от 8 до 17 лет.

— Как вы выстраиваете работу? Проводите беседы на территории школ или в отдельном месте где-то, в библиотеках? В каких школах уже были?

— Мы работаем в летних лагерях, сотрудничали со школой 95, 106, 93. Сейчас работает с 98 школой. Мы пришли к пониманию, что разовые лекции, конечно, не имеют яркого и длительного эффекта. Поэтому решили в 98 школе провести цикл – 13 занятий — и оценить результат.

— Расскажите подробнее, что это за темы такие? О чем с детьми разговариваете?

— Я вам даже их сейчас перечислю:

  1. Что такое счастье? Согласитесь, мы и сами-то не можем порой дать простой ответ на этот вопрос. А детям еще сложнее. Все хотят быть счастливыми. А что значит, быть счастливым – не знают.
  2. Забота о себе. Тоже очень интересная тема. Заботясь о себе, мы ведь на самом деле заботимся о других. Казалось бы – эгоизм. Но, допустим, если ты заболел, нужно лечиться. Нужно подумать об окружающих. Ты можешь их заразить, ты можешь расстроить кого-то. Подход такой – через себя мы делаем добро другим.
  3. Воздержанность. Здесь имеется ввиду и целомудрие, и тяга к излишествам, и умение контролировать агрессию.
  4. Любить детей и помогать им. Это скорее тема для взрослых.
  5. Уважение родителей и помощь им.
  6. Хороший пример.
  7. Зачем нужно жить правдиво.
  8. Против закона или против себя?
  9. Что такое государство и правительство?
  10. Как беречь и улучшать своё окружение.
  11. Быть достойным доверия.
  12. Моё и твоё: кража.
  13. Зачем нужно трудиться?
  14. Что значит возвращать свои долги?
  15. Как стать преуспевающим?
  16. Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Конечно, тем, связанных с гражданственностью, развитием личности, гораздо больше. К каждой теме есть свой инструментарий. Это не скучные лекции, где я выступаю активно, а дети пассивно слушают. Нет. Моя цель – вывести их на диалог, а в идеале – чтобы они сами сформулировали то, что я хочу им сказать.

— Рассказываете и показываете на примерах из жизни?

— Конечно. Вот, казалось бы, скучная тема про законы в обществе. На самом деле, законы – это правила, договоренности. И если кто-то нарушает договоренность, нарушается общение, доверие. Представьте, что мы сегодня с вами договорились встретиться, а я не пришла. Как минимум у вас будет неприятное ощущение, а может быть, совсем не захотите со мной больше встречаться. Это с одной стороны. А с другой – я, нарушив правило, договоренность, тоже чувствую вину, и постепенно отдаляюсь от вас, начинаю избегать. То же самое происходит у ребят в общении. И мы рассуждаем, как не допустить разрушение общения и доверия. А потом проводим аналогию отношений «человек-общество». Там действуют те же закономерности. И дети видят, насколько вообще-то выгодно поступать правильно. Не потому, что это надо.

— То есть в основном про нравственные понятия с ребятами разговариваете.

— Не только. У нас есть тема про наркотики в жизни человека. Это не ознакомление с видами наркотиков и статистикой, а также с влиянием на физическое тело. Здесь мы рассказываем, почему человек вообще приходит к мысли о наркотиках. Мы все стремимся к удовольствию. В каждый момент времени мы хотим получать удовольствие. И если в какой-то момент подросток находится в скуке, и ему предлагают наркотики, то вероятность, что он может согласиться, очень высока. Вспомните себя в состоянии воодушевления, интереса, вдохновения. Хочется ли в этот момент алкоголя, наркотиков? Нет. Тоже самое и у подростков. Но если вдруг это состояние интереса к жизни пропадает, они ищут разные способы его вернуть. Потом показываем, как меняется личность человека, принимающего наркотики и детям наглядно видно, что это мнимая эйфория, обман. Рассказываем, как развивается зависимость на личностном уровне.

— Как дети воспринимают такие лекции?

— Каждый раз я встречаю одни и те же тусклые глаза. В них так и читается «опять нас согнали», «сейчас будут читать мораль». Особенно когда детям заранее говорят, что сейчас будет лекция про законы, или про наркотики. И самое главное для меня – в конце нашей встречи таких взглядов практически нет. Я собираю отзывы после лекций – в них дети благодарят за общение, просят прийти еще, делятся своими открытиями.

— Вы одна работаете или есть команда?

— Сейчас как лектор я одна. Иногда мне помогают коллеги – фотографии сделать. Команда основная у нас – трое человек. И есть еще добровольцы, волонтеры – порядка 20 человек.

— Какие есть сложности у организации «Порядок и справедливость»?

— Пока мы не ощутили, что есть какие-то школы. Единственное, не всегда сразу устанавливается коммуникация с руководством школ, сложно бывает организовать детей, заменить урок-предмет на лекцию. Кстати, в Красноярске с этим дела обстоят намного проще. Завуч просто уведомляет учителя, что сейчас будет замена и проводится лекция. В нашем городе учитель-предметник может класс не отпустить. Их тоже можно понять – программы сложные, нужно успевать. Но мы стараемся договориться, найти удобное для всех время.

— Какие планы на 2018 год?

— Сейчас приоритет – провести в школе полный курс для ребят, чтобы показать и им, и родителям, и городу реальный результат. Есть задумки по проведению акций интересных для горожан. Пока продумываем, оцениваем свои силы и ресурсы. Хочется найти стационарное помещение, чтобы можно было совместные встречи родителей и детей проводить.

— В чем нужна, и нужна ли вообще, помощь вашей организации от горожан?

— Мы будем рады любой помощи – организационной, информационной. Всегда нужны средства для печати раздаточных материалов.

— Ест ли у вас сайт и группа в социальных сетях?

— Пока нет.

— А как вас можно найти?

— Можно писать мне лично Вконтакте 

Елена принесла с собой на встречу отзывы ребят после лекций. Приведу лишь некоторые из них:

«Была очень интересная лекция. Это очень облегчает общение, когда человек говорит на нашем языке»

«Хочу, чтобы таких бесед было побольше, так как они помогают многое осознать»

«После общения с Еленой я усвоил несколько аспектов отношений между людьми. Теперь я знаю, как не потерять уважение к себе и человеческое лицо в глазах общества. Спасибо за общение и ценные советы»

«Мне очень понравилась беседа. Она была очень полезна. Особенно для нашего класса. Приходите еще»

«Мне понравилась эта дискуссия. Было очень полезно. Нам необходимо такое общение, чтобы узнавать себя и других»

Беседовала Яна Горбунова, руководитель Ресурсного центра поддержки социальных инициатив